Россия

Балабановская Россия



Наверное, я никогда бы и не узнал о таком фильме, если бы не новости о смерти режиссёра Балабанова. Того самого, что снял дилогию "Брат". Фильм "Я тоже хочу" вышел в прошлом году и стал последней работой Алексея.

"Брат" мне когда-то очень нравился, Бодров как русский Рэмбо и Робин Гуд. Девяностые годы там показаны очень хорошо: страна изменила не только название, но и самую суть. Только люди этой сути ещё не поняли. Вернее - получили свободу, а что с ней делать - не придумали. Бабки-тачки-пушки-тёрки. Но через обе картины проведена самая главная мысль того времени: пусть всё рушится, но "это всё моё, родное" - и дальше, непременно будет лучше.

В "Я тоже хочу" нужно было снять Бодрова. Повзрослевший Данила очень удачно вписался бы в главную роль. Прошло 15 лет, но страна осталась всё такой же. Да, всё плохо, но обязательно будет лучше. Это даже не надежда, теперь это отчаяние.

Пятеро совершенно разных людей едут в глухое место "между Питером и Угличем", где, как говорят, есть заброшенная Колокольня Счастья. Что делает колокольня - непонятно, известно лишь то, что в тех краях произошёл взрыв и все погибли. А теперь там вечная ядерная зима Так что же за счастье может там быть? Непонятно.

Больше половины фильма герои кружат по Петербургу на чёрном Лэнд Крузере: сначала потрёпанного вида музыкант парится в бане с бандитом, который и рассказывает ему про колокольню. Потом они забирают из больницы бандитовского дружка, находящегося под следствием. Затем - бандитского пожилого отца. Наконец, на выезде из города они подбирают проститутку. Ей всё равно, куда ехать, но она задаёт вопрос. "За счастьем" - отвечают мужчины. "Я тоже хочу".

Ни один из героев фильма не вызывает у меня положительных эмоций. Ни симпатии, ни даже сочувствия. Блатной, привыкший к безнаказанности и плывущий по течению сальный мужичок - не только главные герои ленты, но и главные типажи сегодняшней России.

Пока чёрный джип долго-долго катается по городским улицам, обращаешь внимание на детали: водитель не пропускает пешеходов, ускоряется на жёлтый светофор, а мужичок с бандитским другом пьют дорогую водку из горла. Конечно, никто не пристёгивается. Они и не должны - ведь фильм не о прыщавых интеллигентах. Впрочем, проститутка, жалуясь на жизнь, роняет фразу, что "ведь университет закончила". Какой факультет? Философский. Но отец спился и умер, мать старая и больная, а работу по специальности не найти. "Проще в попу давать".

Очень хорошо, что кино не стало лидером проката и о нём мало кто знает. Не потому, что фильм плохой. По российским меркам он не столь ужасен, дело в другом. Это фильм-зеркало. "Бумер" и "Бригада" тоже отражали реальность, а их персонажи стали модными для подражания. И девяностые, через призму этих фильмов, в сознании многих - период почти что героический и романтический. Да ведь и "Брат" - о том же самом. Но Данила рассчитывал на себя. В этом фильме персонажи едут в неизвестность ради того, чтобы счастье им сделал кто-то другой.

Теперь - совершенно понятно, откуда берутся персонажи из моего следующего поста. И их будет только больше.

Меня вот всегда интересовало, отчего русских мужчин так тянет к уголовщине? В музыке, в кино, вообще. Потому что я уже второй день читаю мужские скупые слезы по поводу смерти Балабанова, а в голове один вопрос - он ведь не снимал кино, то, что он снимал, никак нельзя отнести к искусству, от его фильмов в лучшем случае остается черный осадок, а в худшем просто тошнит, как от Груз200.

з.ы. "Я тоже хочу" я смотрела, но, имхо, кроме фразы проститутки о философском факультете там нет ничего, достойного внимания.


(Анонимно)
(Анонимно)
Силовые структуры у нас напрочь увлечены тем же блатным стилем. Вон даже главный герой мог быть не бандитом, а ментом, но он ездил бы на том же крузаке, так же одевался и у него было точно такое же мировоззрение. По сюжету у него и ксива милицейская есть.

Вообще полиция это круто и мужественно. Но что-то не припомню, чтобы американские копы жили по тем же понятиям и разделили те же интересы, что какие-нибудь гопники из гетто.
Эммм...вообще не вижу повода сравнивать коммерческое кино и типа арт-хаус - ведь, если послушать всех здесь собравшихся, Балабанов снимал именно кино о жизни, а это суть один из столпов арт-хауса...вроде бы..

Ну и сразу про Груз200 отвечу - если ваша жизнь - это череда насилия и извращений, то мне вас искренне жаль.
На сьемочной площадке Фединого фильма "Сталинград" валяется москвич, который стали производить только после войны.
Теоретически этот москвич может играть опель, но опять же, почему он ржавый без фар и мотора лежит на главной площади сталинграда и ждет бомбежку?

Хорошо хоть без сортирных петель.
Балабанов имел свой стиль, при этом четко отражал эпоху. Ему посчастливилось снять фильмы (Брат, Брат-2), которые стали частью национальной мифологии, и являются формирующими "культурный код" нации. Имеется в виду, что это фильм из разряда, которые видели все, и иностранцу, постоянно живущему в России тоже желательно его посмотреть для лучшего понимания страны.

Кстати, он снимал не только уголовщину. Посмотрите его Замок, Про уродов и людей, Река, они совсем другие.
А кстати, лично я чернуху обожаю смотреть. Причин вижу несколько, во-первых, для меня мрачное всегда кажется более художественным и серьезным, чем веселое, во-вторых, приятнее смотреть фильмы о людях, которым живется хуже тебя, а не о тех, которые живут жизнью, которой хотел бы жить ты сам, но не можешь, в-третьих, чисто эстетически зло мне нравится больше, чем добро. Хорошим лучше жить самому, смотреть его стороны не интересно, поэтому я не люблю всякую там светскую хронику, если есть вариант попасть на крутое мероприятие самому - интересно, а смотреть, как другие развлекаются - мне западло. А вот смотреть, ну скажем, невзоровское "Чистилище" - мое, пересматривал много раз, хотя в жизни не хотел бы оказаться в том аду.