Россия

Балабановская Россия



Наверное, я никогда бы и не узнал о таком фильме, если бы не новости о смерти режиссёра Балабанова. Того самого, что снял дилогию "Брат". Фильм "Я тоже хочу" вышел в прошлом году и стал последней работой Алексея.

"Брат" мне когда-то очень нравился, Бодров как русский Рэмбо и Робин Гуд. Девяностые годы там показаны очень хорошо: страна изменила не только название, но и самую суть. Только люди этой сути ещё не поняли. Вернее - получили свободу, а что с ней делать - не придумали. Бабки-тачки-пушки-тёрки. Но через обе картины проведена самая главная мысль того времени: пусть всё рушится, но "это всё моё, родное" - и дальше, непременно будет лучше.

В "Я тоже хочу" нужно было снять Бодрова. Повзрослевший Данила очень удачно вписался бы в главную роль. Прошло 15 лет, но страна осталась всё такой же. Да, всё плохо, но обязательно будет лучше. Это даже не надежда, теперь это отчаяние.

Пятеро совершенно разных людей едут в глухое место "между Питером и Угличем", где, как говорят, есть заброшенная Колокольня Счастья. Что делает колокольня - непонятно, известно лишь то, что в тех краях произошёл взрыв и все погибли. А теперь там вечная ядерная зима Так что же за счастье может там быть? Непонятно.

Больше половины фильма герои кружат по Петербургу на чёрном Лэнд Крузере: сначала потрёпанного вида музыкант парится в бане с бандитом, который и рассказывает ему про колокольню. Потом они забирают из больницы бандитовского дружка, находящегося под следствием. Затем - бандитского пожилого отца. Наконец, на выезде из города они подбирают проститутку. Ей всё равно, куда ехать, но она задаёт вопрос. "За счастьем" - отвечают мужчины. "Я тоже хочу".

Ни один из героев фильма не вызывает у меня положительных эмоций. Ни симпатии, ни даже сочувствия. Блатной, привыкший к безнаказанности и плывущий по течению сальный мужичок - не только главные герои ленты, но и главные типажи сегодняшней России.

Пока чёрный джип долго-долго катается по городским улицам, обращаешь внимание на детали: водитель не пропускает пешеходов, ускоряется на жёлтый светофор, а мужичок с бандитским другом пьют дорогую водку из горла. Конечно, никто не пристёгивается. Они и не должны - ведь фильм не о прыщавых интеллигентах. Впрочем, проститутка, жалуясь на жизнь, роняет фразу, что "ведь университет закончила". Какой факультет? Философский. Но отец спился и умер, мать старая и больная, а работу по специальности не найти. "Проще в попу давать".

Очень хорошо, что кино не стало лидером проката и о нём мало кто знает. Не потому, что фильм плохой. По российским меркам он не столь ужасен, дело в другом. Это фильм-зеркало. "Бумер" и "Бригада" тоже отражали реальность, а их персонажи стали модными для подражания. И девяностые, через призму этих фильмов, в сознании многих - период почти что героический и романтический. Да ведь и "Брат" - о том же самом. Но Данила рассчитывал на себя. В этом фильме персонажи едут в неизвестность ради того, чтобы счастье им сделал кто-то другой.

Теперь - совершенно понятно, откуда берутся персонажи из моего следующего поста. И их будет только больше.

Балабанов имел свой стиль, при этом четко отражал эпоху. Ему посчастливилось снять фильмы (Брат, Брат-2), которые стали частью национальной мифологии, и являются формирующими "культурный код" нации. Имеется в виду, что это фильм из разряда, которые видели все, и иностранцу, постоянно живущему в России тоже желательно его посмотреть для лучшего понимания страны.

Кстати, он снимал не только уголовщину. Посмотрите его Замок, Про уродов и людей, Река, они совсем другие.