Азербайджан

Как живут беженцы из Нагорного Карабаха







Карабахский конфликт - ещё один грустный и кровавый эпизод агонии Советского Союза. Очередная локальная "заварушка" развалившейся империи. Мы о ней слышали краем уха, в России хватало проблем, да и собственной чеченской войны.

Приднестровье, Абхазия, Карабах - для россиян лишь древние выпуски теленовостей. Для тех, кто жил в зоне конфликта - незаживающая рана, ночные кошмары и родные люди, которых больше нет.

Я побывал в одном из районов Баку, где всё ещё проживают беженцы из Нагорного Карабаха. Не живут, а именно проживают. И выживают, как могут.



1 Трудно поверить в то, что это - обыкновенная пятиэтажка. Дом скорее похож на огромный многоэтажный самострой. Но всё-таки когда-то это было типовой хрущёвкой. В прошлой жизни.


2 Кем были в прошлой жизни люди, которые обитают сегодня в бакинском гетто? Учителями, музыкантами, инженерами, начальниками цехов. Теперь все они - беженцы.


3 Квартал, как старая паутина, оплёл небольшой рынок. Все, кто здесь работает - жители ближайших домов. Круг замыкается, но для многих это единственная работа.


4 Этот мужчина теперь продаёт помидоры и абрикосы. Позируя на фоне перечёркнутого "портрета" Горбачёва, он вспоминал, что когда-то ему дали трёхкомнатную квартиру в Орехово-Зуево, под Москвой. Но продал её, чтобы построить хороший дом в родном Карабахе. "Если бы я только знал!" - говорит он.


5 На рынке нет холодильников, мясо оборачивают в смоченные тряпки: это единственный способ сохранить его на жаре.


6 Три платья - весь ассортимент торговой точки. Совсем не модный бутик. Но каждый старается заработать, как может.


7 Но даже дешёвые китайские платья многим просто не по карману. У портных много работы, чинить обувь и ставить заплатки.


8 В квартале из девяти домов с десяток парикмахерских, их сделали в бывших трансформаторных будках или сколотили железных щитов. Каждый делает, что умеет. Многие люди просто сидят без дела.


9 Я и здесь встретил этих резиновых осликов. Кто знает, что это за модная игрушка? Такие встречались по всему бывшему СССР, на Балканах, в Таиланде и Гонконге!


10 Самое страшное в этих облезлых домах - пластиковые водопроводные трубы. Они оплетают дом со всех сторон, иногда даже не видно стен.


11 К каждой квартире идёт две трубы: тонкая для водопровода и толстая для канализации. Горячей воды нет в принципе, у кого есть деньги - ставит водонагреватель. Другие моются в холодной.


12 В районе очень шумно: десятки насосов тарахтят моторами, закачивая воду на верхние этажи.


13 Кафе возле дома. Сколочено из фанеры.


14 Некоторые дома, куда поселили беженцев ещё в девяностых, когда-то были общежитиями для иностранных студентов. Люди живут даже не в квартирах - в крохотных комнатах. Эти дома вообще никогда не были предназначены для семей.


15 На лестнице сушат баранью шерсть: её набивают в одеяла.


16


17 В одном из дворов - дворец торжеств. Свадьбы, банкеты. И это не пир во время чумы: жизнь продолжается, а в гетто уже выросло несколько поколений.


18 Здесь нет ни одного балкона в первоначальном виде. Все были перестроены в жилые комнаты.


19 Летом в Баку очень жарко, но кондиционеров - единицы. Остальные жарятся в крошечных комнатёнках.


20 А вот спутниковых телеантенн очень много, почти у каждой квартиры своя. Говорят, что о благополучии района можно судить именно по наличию этих тарелок. В неблагополучных районах людям нечем заняться, и они смотрят телевизор целыми днями. Поэтому и антенна приоритетнее кондиционера.


21 Удивительно, но здесь совсем нет криминала. Нет гопников, воровства: люди просто не закрывают свои квартиры. Потому что все они - в одной лодке. Беда коснулась их всех. И воровать у своих же - нет, такое просто невозможно представить.


22 Полгода назад в одном из домов произошёл пожар. Кто-то не потушил сигарету. Спасатели нашли виновника, но не стали его наказывать и сообщать другим: сказали - короткое замыкание. А все погорельцы были очень быстро размещены в соседних домах: другие беженцы приняли их в и без того переполненных муравейниках.


23


24 В девятиэтажках есть лифты, но они не работают.


25


26 Эти ребята родились ещё в Карабахе, им было два-три года, и они, конечно, ничего не помнят. Но говорят, что если их территории вернут, они тотчас соберут вещи и уедут на родину. Они променяют большой город, свою учёбу, и будут жить в разрушенных деревнях и восстанавливать их. Я им поверил.


27 Коридор. Снова овечья шерсть, прогнившие доски, грибок на стенах. Потолок пришлось подпереть железными палками: осыпается.


28 Кухня - одна на этаж.


29 Бывшая умывальная комната. Теперь многие поставили раковины в комнатах.


30 А вот унитазы ставить некуда. Пользуются общими туалетами.


31 Принять душ - большая проблема. Он только один на этаж, и хоть я побывал в трёх разных домах, ни в одном не получилось сфотографировать душевую: они заняты 24 часа в сутки.


32 Личный туалет - большая редкость. Его можно поставить, пожертвовав пространством для жилья. А квадратных метров и так очень мало.


33 В глазах этих людей нет злобы. Они не хотят мстить и убивать армян, готовы жить с ними вместе. Лишь бы не было новой войны. Но вернуться назад они не могут: территория, которую они считают оккупированной, не готова их принять. Большинство беженцев - из города Агдам и окрестностей.


34 Комната на балконе. Пять квадратных метров. Кондиционер, кровать и стиральная машина.


35 Это даже не советская коммуналка, такая жизнь намного хуже.


36 Среди беженцев - не только этнические азербайджанцы. В советское время всё было перемешано, поэтому из Карабаха бежали в том числе и армяне, было много смешанных браков. Конечно, они держат свои корни в секрете и не афишируют национальность. На уровне государства отношение к армянам строго негативное.


37 Кто-то держит кур в подвале дома.


38 В этом самодельном сарайчике тоже живут люди. Зимой очень холодно.


39 Люди фотографировались неохотно. "Журналист из России" для них не друг. В Азербайджане очень хорошо относятся к русским, но у беженцев - своё мнение. Во время конфликта российские политики и СМИ встали на сторону армян.


40 Я же не хочу быть судьёй в этом конфликте. Мне очень грустно, что в мире до сих пор происходят этнические стычки и войны. Национальность, цвет кожи и религия - не те поводы, чтобы враждовать и убивать друг друга. Но это очень хороший повод заполучить власть. А страдают обычные люди.


41 Даже здесь, в гнилом сарае, меня были готовы принять в гости и предлагали чай. А если понадобилось бы, отдали мне единственную кровать. Это и есть самое важное в людях.


42


43 Гетто, в котором я побывал - одно из последних в Баку. Через год-два от него не останется и следа, для беженцев уже строят новый посёлок. Ещё несколько лет назад таких кварталов были десятки, люди жили в товарных вагонах на заброшенных железнодорожных путях. Они не надеются, они знают - скоро мучениям придёт конец и они переедут. Но даже в комфортных домах на нормальных кроватях каждую ночь им будут сниться родные горы Карабаха и то, как они жили до войны. Это - навсегда.



Вообще-то Арарат перешёл Турции усилиями дядюшки Ленина. Восток Турции это армянский исторический регион как и север Ирана. Причём многие памятники армянского наследия как в Турции, так и в Иране находятся под охраной Юнеско. Причем там Руины целых укреплённых Армянских городов.
nu a vot eto i est bred istorikov, pricem armyanskix.

qde xocesh smotri, krome samix armyan vasha istoriya vezde illuziya.
Armyane vseqda napadali na svoix sosedov, na tex kto im xleb daval, diversanti i xitrie lyudi qotovi na lubuyu podlost - vot takimi armyanami istorya sita i polna.

Cto kasaetsa vsex etix armyanskix versii nu krome vas samix u vsex vizivaet smex. Ni odnoqo fakta, tolko falsifikatsiya...

Ti i sam ponimaesh cto na etu temu mi budem beskonecno sporit. prodoljit mojno etot razqovor qde nibud v druqom meste i faktami konkretnimi.

po vashim verisyam pol Tursii Armeniya, Qruiziya, Karabax i t.d. vot da vam eshe nemnoshko zemel. da vi i ne postidites i k Kanade predyavlat pretenzii
Во первых я не арменин, а русский. Во вторых вы сами придумываете какую-то ерунду на ходу видимо. Какие нафиг фальсификации если стоят на территории Турции армянские города. Никто их не выдумывал. До сих пор стоят церкви, аж пятого века. Вот человек путешествоал, сделал фотографии или это подделка? Может он их нарисовал? Раз http://puerrtto.livejournal.com/202785.html два http://puerrtto.livejournal.com/203364.html и три http://puerrtto.livejournal.com/204276.html К тому же о чем спор если Азербайджан это всего лишь осколок Османской империи. Да и турки тоже пришлые, сгнобили столько наций. Так что мне непонятно что вы там выдумываете. У вас ни одного факта, на стороне армян археология и мировые историки(не армянские причём).
Roman, postarayus na vse otvetit naskolko moe znanie pozvalyaet, naskolko smoqu xotyab opirayas na loqiku.

Qovorite est tserkvi na territorii Tursii... A ya vam qovoru vse eto ostalos ot Albantsov. Tomu dokazatelstvo Tserkov v Sheki ( 350 km ot Baku, drevniy qorod bil osnovan Albantsami ). Tam est tocno takaya je Tserkov. Albantsi postroili.. bila tolko Bashnya slindriceskaya. potom armyane prishli i pomenyali formu, dobavili 4 vistupa, polucilos krest. esli posmotret to lekqo vse eto uvidet . raznitsa daje v kamnyax est. srazu vidno bashnya i eto vistupi rezultat stroitelstva raznix vremen.

Azerbaidjan oskolok osmanskoy imperii - eto qovorit 4to vi sovsem niceqo ne znaete pro istoriyu Turkov i Azerbaidjana ( ne vinovati vas etomu ucili v shkole i vashe okrujenie )

Na storone Armyan 1.Arxeoloqiya, 2.Mirovie Istoriki. Dopustim vi pravi.
Tolko skajite mne kakaya arxeoloqiya? Video cto ya vam otpravil vi nazvali "polnim bredom" "qlupostyu". tak qde tam qlupost? qde tam loj?

Qde arxeoloqiya v polzu armyan? Qde eti istoriki?

Vi somnevaetes cto tam bila krepost Irevan? Somnevaetes cto tam bili Meceti Musulmanskie? Somnevaetes cto Armyani sami snosli etu krepost? Vi somnevaetes cto oni priwli iz Maraga? Esli da to kak tak polucaetsa, vi v etom somnevaetes a armyani sami anstolko v etom bili uvereni 4to daje postroili pamyatnik "Maraga 150 let" . I pocemu potom ubrali eti nadpisi esli nice ne boyalis? tak mojet eti fotki narisovali?

Vi vse naoborot perevarivaete... vsu info.

Ya proshu povozmojnosti otvete konkretno. naprimer qde konkretno et "qlupost i vranye" na video cto ya otpravil? nu i vishe raznie voprosi est.

T.k. ti oqnoriruesh vse fatki privedennie mnoqyu i vmesto toqo cto b toje otvecat faktami prosto rasskazivaesh skazki iz wikipedii i t.d.

Budu otceat na kajdiy tvoy post faktami poka ti ne uspokoishsa.

Из справки прокурора Эчмиадзинского Синода армяно-григорианской церкви А. Френкеля, представленной им в 1907 году императору Российской Империи, в качестве прокурора он работал с 1892 года
"…Корыстолюбие, интриги, клятвопреступления, продажность, низкопоклонство кажутся главными национальными особенностями этого племени …, ибо у горожанина - армянина нет родины, которой он гордился бы, а только горькое сознание, что его народ уже 1300 лет - раб и всеми ненавидимый паразит".
Ваши азербайджанские вымысли ничего не стоят. Ваше правительство придумывает вам историю. В те годы армян переселяли на эту территорию потому что это их дом. Вообще ваше варварская позиция меня угнетает. немного углубился и понял что за ерунду вы там придумываете это не научные вымыслы которые не поддерживаются во всём мире. Мне наплевать если вы не верите вики, но у меня нет причин ей не доверять.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B5

Конкретно "Согласно господствующей в азербайджанской историографии точке зрения, армяне появились в Закавказье только после 1828 года, когда эти территории отошли России (см. также Исторические миграции армянского населения). Тем не менее существует большое количество персидских, русских, арабских и других первоисточников, которые фиксируют значительное присутствие армян на территории Закавказья и, особенно, на территории Нагорного Карабаха. По мнению Джорджа Бурнутяна, наибольшее раздражение у азербайджанских историков вызывал тот факт, что и мусульманские первоисточники по Закавказью, проживавшие на территории нынешнего Азербайджана, такие как Аббас Кули Бакиханов, именем которого назван институт истории академии наук Азербайджана, и Мирза Адигезаль-бек, также четко отмечают сильное армянское присутствие в Карабахе до 1828 года. Для нейтрализации этого факта Буниятов с коллегами, пренебрегая академической добросовестностью, занялись переизданиями средневековых первоисточников, в которых сведения об армянах были удалены [18]. Также Джордж Бурнутян приводит аналогичные примеры фальсификации азербайджанским историком Назимом Ахундовым в репринтном (по заявлению Ахундова) переиздании книги 1989 года Мирзы Джамаль Джеваншира Карабахского «Tarikh-e Qarabagh» (История Карабаха), в местах, где в рукописи идет речь об армянских владениях Карабаха, слово «армянский» систематически опускается[8].

Искажение перевода книги Бакиханова «Гюлистан и-Ирем» Буниятовым было отмечено историками Виллемом Флором и Хасаном Джавади" Настолько понятно выражено что нет смысла искать другие источники.
Русский исследователь Н.И.Шавров в 1911 году издал книгу, в которой, опираясь на документы, отмечал, что в 1828-1830 годах в Закавказье переселились 40 тысяч армян из Ирана и 84.600 армян из Турции, и их расселили в Елизаветпольской и Иреванской губерниях, где до того численность армян была почти равна нулю. Н.Шавров писал, что "из 1 млн. 300 тысяч армян, проживающих в Закавказье, более миллиона являются переселенцами.
Вот вам " Шнирельман полагает, что проблема переселения армян в Закавказье занимает одно из ключевых мест в современной антиармянской пропаганде в Азербайджане, которая утверждает, что таким образом российские власти пытались создать христианский форпост против мусульман. Также азербайджанскими историками утверждается, что армяне появились в Карабахе после 1828 года и что армянские могилы в Карабахе не имеют датировки старше 150 лет (на 1989 год). Согласно Шнирельману эти взгляды азербайджанских историков основаны на записке, якобы составленной Грибоедовым (согласно Шнирельману Грибоедов не имел к ней отношения), и из сочинений русских шовинистов начала XX века, таких как Шавров и Величко, и игнорируют документы XVIII-начала XIX века(См. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л.Б. Алаев. — М.: Академкнига, 2003. — С. 236—237. — 592 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6).Однако исторические источники показывают, что армяне являлись большинством населения Нагорного Карабаха и до 1829—1830-гг.. Так, например, американский историк Джордж Бурнутян, анализируя результаты переписи населения Карабахского ханства, проведённой русскими властями в первой половине 1823 года, указывает, что армянское население ханства было в основном сосредоточено в 8 из 21 магалов (районов), из которых пять (Гюлистан, Джраберд, Хачен, Варанда, Дизак) — то есть армянские меликства с подавляющим преобладанием армянского населения — составляют современную территорию Нагорного Карабаха, а ещё три были расположены в Зангезуре. В 1836 году в Петербурге были опубликованы официальные данные о численности населения Кавказа. Согласно этим данным, на всей территории Карабахского ханства проживало ок. 19 тыс. армян и ок. 35 тыс. татар (азербайджанцев), то есть армяне составляли 35,2 % населения Карабаха. При этом было чётко указано, что армянское население сосредоточено в основном в горных районах Карабаха (обычно именуемых Нагорным Карабахом). Таким образом, 35,2 % населения Карабаха (армяне) проживали на 38 % его территории, где они составляли абсолютное большинство" (См. George A. Bournoutian. The Politics of Demography: Misuse of Sources on the Armenian Population of Mountainous Karabakh (англ.) // Journal of the Society for Armenian Studies. — Society for Armenian Studies, 1999. — Vol. 9. — P. 99—103.)