Азербайджан

Дороги Азербайджана





По традиции, рассказ об автомобильном путешествии я завершаю репортажем про дороги. Азербайджан в этом плане удивил. Очень сильно удивил.



1 Дороги в стране хорошие. Пожалуй, я бы поставил магистральной сети Азербайджана твёрдую четвёрку, а если сравнивать с другими постсоветскими странами - даже с плюсом.


2 Трассы стали появляться одновременно со строительством Баку: пока в столице возводили новые отели, за её пределы протянулись автострады. Сейчас идёт как раз самая активная стадия строительства - по всей стране.


3 Две полосы в каждую сторону - это стандарт для дороги национального значения.


4 Скоростное ограничение на этих трассах - 110 или 120 километров в час. Но нам нужно было протестировать возможности и динамику нового Lexus ES. Если что, нарушитель не я :)


5 Там, где дороги однополосные, но направление популярное, его расширяют.


6 Всё строительство ведётся за государственный счёт.


7 Ремонт видно заранее. Шансы впилиться на ходу в ограждение минимально.


8 Основа азербайджанской логистики - автомобильные перевозки. Хотите представить, какой был бы трафик и средняя скорость на загородной дороге с таким количеством грузовиков? Вспомните любую российскую трассу.


9 Лексусам на дорогах Азербайджана понравилось. Конечно, это ещё не хайвеи в их американском и европейском понимании, но на уровне арабских стран.


10 Правила, знаки, разметка - всё почти так же, как в России. Точнее - в СССР. На дорогах вокруг Баку есть информационные мониторы, которые показывают не только температуру воздуха и асфальта, но также дублируют указатели на съезды и направления.


11 Все трассы бесплатные. Был лишь один платный кусок в пару километров, за который я заплатил 20 евроцентов. Что это было - я не понял.


12 Местные жители ещё не привыкли к таким дорогам, где развернуться не так просто. И катаются по встречным обочинам, вместо того, чтобы проехать пару лишних километров, как человек. Если власти не возьмутся за таких умников в ближайшее время - будет египетский сценарий, когда дороги широкие, но там творится хаос.


13 Особенно нагло себя ведут свадебные машины. За встречку здесь прав не лишают, только штрафуют на сто евро. К тому же, в Азербайджане есть система баллов, превысив лимит которых, человека отстраняют от вождения. Но здесь всё коррумпировано, и за 50-70 евро все свои баллы можно стереть.


14 Но с каждым днём появляется всё больше стационарных камер, которые уже вокруг пальца не обвести.


15 Дорожная полиция договорилась играть с водителям по правилам: они могут ставить камеры или сидеть в засаде только после предупреждающего знака "Радар". Кто не сбросил скорость - они не виноваты.


16 Все патрульные машины - это БМВ, "трёшки" и "пятёрки". В кустах тоже сидят, палочками машут. Но и догоняют и прижимают, как в Америке. Все машины оборудованы видеорегистраторами и диктофонами, удалить ничего невозожно. Прямые взятки почти исчезли как явление. В том числе и потому, что инспектору можно заплатить штраф на месте, совершенно официально. Но - только кредиткой, в машинах установлены терминалы. А если оплатить через банк в течение трёх дней - дадут скидку.


17 А вот с заправками в Азербайджане какая-то беда. И это очень удивляет: в стране столько нефти - а заправки почти все "левые". Есть буквально пара нормальных брендов.


18 Цены на топливо регулируются государством и везде одинаковы. Литр 95-го стоит около 25 рублей, а дизель - 19.


19 Карточки принимают абсолютно на любой заправке. Вообще уровень проникновения безналичных платежей в стране очень высокий.


20 На небрендовых заправках (а в регионах почти все такие) могут налить бензин, смешанный с ослиной мочой. Поэтому в Азербайджане нужно подходить к выбору АЗС внимательнее.


21 Чем больше заправочный комплекс - тем лучше там топливо, как правило.


22 Любимая тема - номера! На грузовиках до сих пор пишут краской номер на боку, как в далёкие сороковые.


23 Для "американцев" есть возможность получить специальные "квадратные" номера. Почему в России только один размер номера? Их приходится гнуть и ломать, чтобы запихнуть в такой держатель.


24 Номера нового поколения оборудованы GPS-чипом, по которому можно отследить местоположение любой машины. Некоторые автолюбители выдирают чип или опускают номер в воду, чтобы вывести из строя электронику. Но это скорее паранойя, тотальной слежки нет, а в случае угона может помочь.


25 Удивительно, что при нормальных дорогах и всяких современных фишках типа чипа в номерах, в стране нет нормальной GPS-навигации. Вообще нет! Можно смотреть карты Google или аналоги, но именно программ-проводников не существует. Некоторые умельцы закачивют сборки карт в существующее навигационное ПО, но это совсем не массово.


26 Дороги Азербайджана мало того, что качественные, они ещё и красивые!


27


28






29 За "блатными" номерами никто не гонится. Может, есть какой-то закон - не давать красивые цифры владельцам дорогих машин?


30 Автопарк страны вообще поделён ровно на две части: старая советская/российская авторухлядь и дорогие бренды. Встречается много американских машин, некоторые даже поставляются официально.


31 Сеть магазинов автозапчастей "Трактор-Камаз"


32 Въезды в Баку выглядят вот так. Но пробки здесь всё равно есть, пусть и не столь жестокие, как в
Москве.


33 Вам наверняка попадались фотографии бакинских такси. Их централизованно заказали той же фирме, что делает знаменитые лондонские кэбы. В народе их зовут "баклажаны".


34 Это удобная и цивилизованная служба такси, сделанная по образу и подобию других больших городов. Мне бы очень хотелось, чтобы такая служба появилась и у нас. Баклажаны - везде: их можно вызвать по телефону, найти на стоянке или просто поймать с руки. Единый тариф, оплата кредитной картой, стоимость поездки - по счётчику. Причём не за время поездки, а по километражу. Наверное, только в Москве оплата поминутная, как издевательство, с нашим-то трафиком.


35


36 Городские власти не стали делать монополию на такси: кроме баклажанов здесь очень много других таксопарков и даже частников: и у всех обязательно есть лицензия. Иначе - большой штраф.


37 Я ездил только на городских такси, потому что по счётчику платить удобнее, хоть и чуть дороже. Пассажирская зона отделена от водителя оргалитовым стеклом. Внутри четыре пассажирских места, два из которых на откидывающихся сиденьях,


38 У клиента есть возможность управлять климатом, открывать окна, включать свет в салоне и разговаривать с водителем через интерком, не отвлекая его от дороги и не крича на всю Алиевскую.


39 Говорят, что где-то существуют и нелегальные бомбилы, но сами бакинцы их избегают.


40 А вот с парковкой в Баку проблемы такие же, как в Москве. Только у нас начали с этим бороться в центре, а в азербайджанской столице ещё нет.


41 В репортаже про Баку я показывал один парк, построенный на месте снесённых недавно старых кварталов. Теперь там трёхполосная дорога, под которой стоянка на 3000 машин! И это в самом центре.


42 Про манеру вождения нужно рассказать отдельно. Но если коротко - водят так же, как в Москве, подрезают, не соблюдают правила, лихачат. С одной-единственной разницей: в действиях водителей нет злости и агрессии. Никто не пойдёт бить морду и тем более стрелять из травматического пистолета за то, что кто-то не уступил дорогу или занял "чьё-то" парковочное место. Это уже разница в менталитетах.


Даже в Азербайджане понимают, что без развития дорожной сети невозможно развивать экономику страны. А у нас? А у нас грунты плохие, перепады температур и транзитный трафик, конечно

Edited at 2013-06-21 07:11 (UTC)
Все правильно, но манера вождения там все же очень жесткая. Пробовал перейти дорогу в городе? Пропускали? Если у нас стоит выйти на переход и машины пропускают, то там запросто могут обибикать и проехать мимо. И это печально. Этики вождения у большинства азербайджанцев практически нет
>>Наверное, только в Москве оплата поминутная, как издевательство, с нашим-то трафиком.

Предполагаю, что именно из-за трафика она и поминутная.

Так даже честнее - при больших пробках самый ценный ресурс у таксиста - это не бензин и не амортизация машины, а время. Следовательно, компенсировать затраты можно двумя путями. Либо оплата по километрам, но из расчета, что эти километры в трафике. Либо поминутно, тогда и больше платят те, кто дольше занимал такси.
(Анонимно)
На такие комментарии я всегда отвечаю так: почему на такой большой территории нет ни одного нормального города без косяков? И нигде нет дорог? Я мог бы понять, если бы в части мест была разруха, а в другой все сделано для людей (как в штатах, например, они же очень разные). Но у нас одинаковое разгильдяйство