Россия

В гости к железным птицам




“Сапсаном” сегодня никого не удивить? Скоростной поезд, связывающий Москву и Питер меньше чем за четыре часа не первый год ездит.

Проехать между двумя столицами в кабине Сапсана, а потом ещё и оказаться в депо - дело совсем другое.



1 Как-то мы ехали с Сашей russos ранним утром в Питер на Сапсане. К нам подошёл человек в форме, представился начальником поезда и предложил поменять места. "Апгрейд до бизнес-класса" - подумалось сначала. В действительности, мы прошли через весь состав в голову, где нам предложили места в отдельном и единственном "купе" этого скоростного поезда. Сразу за стенкой - кабина и машинист. Поспать удалось лишь полчаса, но дальше было ещё интереснее.


2 Пришёл инженер и открыл нам дверь в кабину машиниста. Не заднюю пустую, а действующую! Святая святых!


3 Осторожно и тихо, чтобы не отвлекать машиниста, мы встали за его спиной и стали снимать. Сам по себе Сапсан едет очень тихо, почти не трясёт и не ощущается скорость. Но когда смотришь на всё это глазами машиниста...первые секунды страшно. Потом - страшно интересно. Потому что завораживает, когда состав проносится через привычную всем платформу для электрички (а это десять вагонов) за одну-две секунды. А все другие поезда кажутся черепахами, ты - самый быстрый.


4 Кстати, картинка для сомневающихся, что Сапсан на самом деле едет со скоростью 200 км/ч. Ещё как едет, даже 205 ограничение. На спидометре 300, но фактически поезд может разгоняться до 250, это предел.


5


6 Теперь долгожданный ответ на вопрос, как попасть в кабину Сапсана и увидеть всё своими глазами? Всё, что для этого нужно - быть приглашённым в пресс-тур в сапсанье депо (читай - гнездо), которое находится на окраине Петербурга. Дело в том, что на линию вот-вот встанет новая партия поездов, сейчас их дотачивают и испытывают в Металлострое.


7 Обычные поезда, хоть дальние хоть пригородные, управляются двумя людьми: машинистом и помощников. В кабине Сапсана есть место лишь для одного. С огромным стальным змеем машинист управляется парой кнопок и ручек: кажется, что вести Сапсан проще, чем автомобиль по МКАДу. А ещё машинист постоянно, раз в несколько секунд, сигналит и гудит. Попеременно, поезд издаёт то высокий свистящий, то низкий гудящий звук. Сигналы нужны не только для того, чтобы будить тёмным зимним утром жителей окрестных деревень. А чтобы ранние пассажиры отошли от края платформы, оленёнок убежал с путей назад в перелесок...


8 Три часа сорок минут - и мы в Питере. Спасибо машинисту за возможность понаблюдать за его работой.


9 Одного я не могу понять - расписания Сапсанов. Утром и вечером они ходят парой, два поезда подряд, отправляются с разницей в 20 минут, а приходят почти одновременно. Может, лучше было бы несколько лишних поездов днём?


10 Пока пассажиры выходили из поезда, обимались с встречающими и отбивались от назойливых таксистов, мы перешли через весь состав в заднюю кабину. Оттуда Сапсан поехал в депо, управляемый уже другим машинистом.


11 За длинную дорогу от Москвы до Питера поезд порядочно пачкается. Внутри его чистят и убирают мусор там же, на станции, а вот чтобы помыть и подготовить к следующему рейсу - нужно ехать в депо.


12


13 Припарковались в депо, оставили привёзший нас сюда поезд и пошли смотреть на то, ради чего и приехали.


14 В "гнезде" было много составов, показалось даже, что уже вся страна укомплектована Сапсанами. Нет, на самом деле их пока всего восемь штук и ещё два почти встали в строй. В течение года появится ещё шесть, таким образом, всего их будет 16. Каждый поезд состоит из десяти вагонов, с возможностью использования сдвоенных составов. Наверняка же видели такую картинку в Европе, особенно заметно это во Франции: Из Марселя в Лилль, через всю страну, идёт длиннющий состав TGV. На самом деле это два разных поезда, у которых общая только точка отправления. Где-то в Лионе составы расцепят, один продолжит движение в Лилль, другой помчится в Дижон. Может, когда-то такое будет и у нас.


15 Я несколько раз упомянул "новые Сапсаны", которые сейчас тестируют под Питером. Штука в том, что они действительно новые и модифицированные, но при этом разница для потребителя будет незаметна. Сцепка - это, пожалуй, единственный способ "на глазок" понять, что за поезд перед вами. На этой фотографии ручная сцепка, используемая в нынешнем поколении.


16 У нового поезда - автосцепка.


17 В гнезде Сапсанов работают как сотрудники самого депо, так и командированные немцы - представители компании Сименс, которые и поставляют нам поезда. Собственно, если кто-то не знает, то Сапсан это Siemens Velaro Rus, разработанная для России модификация популярного в Германии скоростного поезда. Их и делают в Германии, привозят почти готовыми, у нас же только "докручивают гайки", причём сами немцы.


18 Под поездом.


19 Не скажу, что по подездом не интересно. Любопытно. Но я ничего не понимаю в технических деталях. Поэтому, пока russos внимательно вникал в рассказ представителя депо, я просто разглядывал детальки.


20 Через эту пипку под колёса подают песок. И это роднит современный Сапсан с дедушкой-паровозом.


21 Тут моё внимание привлёк ещё один поезд. Мордой очень похожий на персонажа из "Трансформеров".


22 Об этой "Ласточке" я пока только читал в новостях. Электричка "дальнего следования" нового поколения, тоже от Сименс. Заглянем внутрь?


23 То, что в наших реалиях кажется будущим - электричка без тамбуров, с разноцветным салоном!


24 Откидные сиденья, полки для багажа! Там даже крепление для лыж и досок есть. Конечно, эти поезда закуплены для Олимпиады в Сочи, но после игр все они разойдутся по разным депо, в Новгород из Питера или в Тулу из Москвы будет ездить удобнее.


25 Здесь даже есть специальные пандусы для инвалидов. Правда, они не выдвижные, а складные, и хранятся в ящиках возле входа. Предполагается, что проводник или помощник машиниста будет приходить на вызов и раскладывать эти штуки. Можно было реализовать с обычной выдвигающейся подножкой, это сэкономило бы очень много времени и сил.


26 Про Ласточку можно было бы писать отдельный пост, но мы приехали к Сапсану, поэтому и речь дальше о нём.


27 Внутри всё новенькое, в плёнке и картоне. Но сами интерьеры такие же, всем знакомые.


28 Только расцветка отличается и сами сиденья поудобнее.


29 Кресло первого класса. Одно такое стоит 23 тысячи евро. Без шуток.


30 Само кресло разве что кофе вам не готовит и маникюр не делает. Огромное количество положений, можно трансформировать сиденье в полноценную кровать, всякие столики-мультимедийные системы. Дорого? А вы думаете, в бизнес-классах самолётов кресла дешевле обходятся?


31 Посмотрим на кабину Сапсана при свете.


32


33


34 Во время движения вы никогда не увидите эту самую сцепку, она будет спрятана в "рот" Сапсану, для улучшения аэродинамики. Кстати, именно новая автосцепка позволит питерским Сапсанам разгоняться в полную мощь, до 250 километров в час. Может, скоро до Петербурга можно будет доехать меньше, чем за три часа?


35 В депо царит такая чистота, что можно устраивать пикник на полу. Педантичные немцы бардака не терпят.


36 Склад колёсных пар. Всё блестит и сияет.


37 Сотрудники часто ездят по территории на велосипедах.


38 В депо мне понравилось. Кататься в кабине Сапсана - тоже. Но я прямо предвкушаю комментарии от троллей. Да, разумеется, этот поезд - немецкий продукт, лишь адаптированный для России. Да, из-за него приходится отменять электрички между деревнями Тверской и Новгородской областей. Да, билет на этот поезд стоит, как на самолёт.  Ну так пока вы доедете до аэропорта, пройдёте все контроли, посидите в зале ожидания, постоите в очередь на посадку, приземлитесь, приедете с лётного поля на автобусе в терминал...продолжать? Да, пройдёт куда больше четырёх часов. Очень показательно, что идею с Сапсанами не забросили, а вон закупают новые составы. Глядишь, там и сдвинется история с высокоскоростными магистралями. Дороги России очень нужны, хоть асфальтовые, хоть железные.


(Анонимно)
Очень интересно, но Ласточки это глупость.
где тамбура? Представим картинку, региональный экспресс (5-7 остановок по 2 минуты), за бортом бодрые -15. Состав останавливается и открывает двери. Происходит выстывание салона.
Почему надо было отказываться от тамбуров?
Слава богу, заморожен проект высокоскоростного движения в Екатеринбург, через Казань. Наконец то здравый смысл взял верх
Тамбуры занимают лишнее место, к тому же это отличный способ там курить, бухать, колоться. Про выстаивание и -15 расскажите жителям других северных стран, где есть электрички, но нет тамбуров.

Проект ВСМ не заморожен, вы что-то путаете.
Всего дважды ездила на таких поездах. Из Брюсселя в Париж. И из Санкт-Петербурга в Хельсинки. Классно.Скорость.
Только много животинок гибнет на этих рельсах. Да люди-случается.Скорость огроменная и от живого существа почти ничего.
И то и другое - автосцепки. Плоская и с розетками по бокам - автосцепка Шарфенберга. То что выгдядит как груда металла - переходник с Шарфенберга на отечественную автосцепку СА-3, совместимый с последней.
Одиночному составу переход с одной на другую никак не поможет увеличить скорость. Там проблема в другом - Шарфенберг беззазорный, СА-3 с зазором (грубо говоря, головка может перемещаться вперед и назад на некоторое расстояние). А существующие 8 составов по концам имеют автосцепку СА-3, чтобы в случае чего состав можно было утащить обычным локомотивом с перегона или на маневрах. Вот эти зазоры и не дают сцеплять сейчас два состава для езды по большим скоростям, они дают совсем ненужные продольные рывки. Для того чтобы ездить с большими скоростями сдвоенными составами, надо сцепку между ними заменить на Шарфенберг. А к ней на всякий случай прилагается переходник на СА-3, который можно за пару минут навесить если вдруг надо вытащить сломавшийся состав маневровым тепловозом на ближайшую станцию. На таких случаев я за последние пару лет не помню.
При выборе и введении Сапсана было дикое количество "косяков" и просто весьма подозрительных моментов ( начиная с выбора самого поставщика и модели).
Но самое хреновое, что проект запустили в работу, практически не озаботившись приведением в соответствие метрологического обеспечения, У немцев - другая совсем база стандартов, система контроля, измерений и средств испытаний, чем у РЖД.
Когда это "внезапно" вылезло - схватились за голову, стали судорожно что-то делать, латать "дырки".
Как сейчас обстоят дела - не знаю, хочется верить что все хорошо.
Но это обычному пассажиру не интересно.
А ездить Сапсаном в Питер мне, как обычному пассажиру, понравилось. На авто иногда домой едешь по 3 часа с лишним, а тут ррраз - и в Питере...