В маленькой Грузии всё давно известно, все тропы излазаны и объезжены, в первую очередь местными, которые любят путешествовать по своей стране. Древний город Шатили, на самой границе с Россией это вообще визитная карточка Грузии. Но туристическим это место никак не назвать, хоть его и включили, кажется, в список ЮНЕСКО. Просто добраться сюда — не каждому под силу. Нужно снаряжать целую экспедицию, и ехать сто километров почти полдня!
Меня иногда упрекают, что в журнале почти нет пейзажных фотографий природы. Сегодня таких картинок будет много!
1 Если ехать из Тбилиси, тут всё просто. Но я добирался по дороге из Телави, которая проходит через совсем маленький городок Тианети. На карте есть дорога, которая выглядит прямой и асфальтированной. На самом деле, между двумя городами на Т жёсткая грунтовка с серпантинами, которую вы проедете на легковушке, но с матюками. На внедорожнике я тоже ехал и матерился, но лишь потому, что не рассчитал время.
2 Городок живёт бедно, и сюда можно было бы прислать съёмочную группу “Первого канала”, чтобы показать разоблачающий репортаж. (Хотя такой же российский городок будет жить не лучше.)
3 Вот только от Тианети до Жинвали, следующего города по пути лежит отличный асфальт. Очень контрастно и даже шокирующе, после тех сорока километров грунтовки.
4 А в самом городе — великолепные бордюры с ливнёвкой. Всего километров пятнадцать шикарной дороги, которую сделали явно не на пару лет.
5 Вся радость рано или поздно заканчивается, но я порадовался тому, что хотя бы в самом городе и районе проблему с дорогой решили.
6 Потом тоже началась грунтовка. При этом то тут то там сновали огромные самосвалы, строительство дороги продолжается. Кажется, грузины поняли один из главных законов развития государства, который пока недоступен большинству их бывших соотечественников по Союзу: дорога это жизнь.
7 Выехал на основную дорогу. Здесь развилка: налево в Тбилиси, направо - в Россию. До Владикавказа всего два часа езды, но пока перевал через Дарьяльское ущелье и граница в Верхнем Ларсе закрыты. Прямо молюсь, чтобы дорогу открыли через неделю, когда я буду возвращаться домой. Потому что назад через Азербайджан и Волгоград — ну очень долго, а ещё и дорого, это крюк в тысячу километров.
8 Жинвальское водохранилище, один из основных водных резервуаров страны. Хотел поднять над ним квадрокоптер, но приподняв вертолётик на пару метров опустил вниз, уж больно сильный был ветер.
9 Здесь мы встретились с geo_kh, Георгием из Тбилиси, у которого Mitsubishi Delica, квадрокоптер собственного изготовления и такой же набор фототехники, как у меня. Георгий предложил составить компанию до Шатили, двумя машинами ехать веселее.
10 Раз у нас теперь две машины — можно вешать экспедиционные наклейки. Наклеек не оказалось, написал всё пальцем по пыли. Спонсоров, как видите, нет!
11 Люблю висячие мосты.
12 Накануне шёл дождь, и с придорожных гор попадало много камней. Местные жители убирают их с пути.
13 В одной живописной долине всё-таки поднял коптер. Столкнулся с неожиданной проблемой: в горах очень трудно поймать достаточное количество спутников, чтобы вертолёт был привязан по GPS к определённой точке и держался на месте, а не летал по ветру. Профессиональный квадропилот может летать и без спутников, а вот мне боязно.
14 Сделал аэроселфи.
15 На всём пути нам почти не встречались местные жители, но те, что попадались, были очень колоритны. Вообще, в Хевсурети живёт не так много людей: вокруг одни горы.
16 Проехали что-то странное: три заброшенных туннеля и трёхэтажный дом. Что эти туннели здесь делают? Если это что-то военное и секретное, почему разместили прямо возле дороги? А может, когда-то была идея пробить отсюда дорогу в Россию? Так ведь никакого перехода не существует, разве что по тропинкам через горы перебираться.
17 Бурная горная речка, мост и наша экспедиция, вид сверху.
18 Вторая часть дороги в Шатили наиболее захватывающая. В плане видов. Забудьте об асфальте, выключите мобильный телефон — он всё равно не ловит. Радио? Интернет? Что это такое?
19 Пастух в красных перчатках и волосатый осёл. На мой вопрос, почему животное столь обросшее, Георгий ответил: “В горах все такие. Ослы мохнатые, коровы мохнатые, люди мохнатые”.
20 Огородники и железный дом.
21 Этот пейзаж мне чем-то напомнил далёкий-далёкий Сахалин.
22 Коровы оказались не такими мохнатыми, но очень колоритными.
23 Мимими-метр зашкаливает?
24 Я даже не знаю, как можно комментировать пейзажные картинки, поэтому просто смотрите.
25
26 Перевал. Самая высокая точка за всю дорогу. 2500 метров над уровнем моря. Отсюда географически начинается Северный Кавказ.
27 Снег в горах не тает даже в июне. А две недели назад, говорят, он ещё лежал на земле.
28
29
30 Внезапно в одном из ущелий встретилась боевая башня. По архитектуре — один в один как в Ингушетии, но Георгий утверждает, что она хевсурская, правда единственная сохранившаяся в этих местах.
31 Броды — это весело! Но не забывайте после каждого такого прыжка проверять, на месте ли ваш передний номер. После этой фотографии я вспомнил путешествие по Башкирии, когда у нашего автомобиля отвалился номер и мы его долго искали. А через двадцать минут я заметил, что номер пропал и у Делики Георгия. Пришлось возвращаться.
32 В какой-то момент просто устаёшь от всей это красоты и считаешь километры по навигатору.
33 И вот, за очередным поворотом, появляется древний город Шатили. Цель поездки достигнута. Можно выдохнуть. И выйти из машины.
34 Редкий случай в моём журнале, но рассказ об этой поездке будет поделён на две части. В следующем репортаже вы узнаете про то, как живёт самое глухое грузинское село, как мой квадрокоптер чуть не улетел в Россию и кое-что ещё.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →