
Исполняется ровно сто лет с начала Первой мировой войны. Войны, которая повлияла на дальнейшие события двадцатого века, которую до сих пор вспоминают в Европе, о которой совершенно забыли у нас. Россия же вышла из мировой войны и развязала собственную, гражданскую.
Для Европы это была, в-общем-то, последняя внутренняя война, когда куча стран воевала друг против друга. Размах Второй войны был не меньше, но всё-таки там было две стороны баррикад, здесь же практически рубилово на много фронтов.
В небольшой Бельгии эта война занимает особенное место. Расположенная в самом центре Европы, страна оказалась в эпицентре многих сражений. Поля Фландрии полны памятников, укреплений, кладбищ. У них тоже - никто не забыт.
Начавшись после известных событий в далёком балканском Сараево, эта война прошла через всю Европу и закончилась в маленьком бельгийском городе Ипр.
1 Сейчас многие проводят параллели с тем четырнадцатым и с опасением ждут убийства нового Фердинанда. Такие “шуточки” ходили в первые дни после уничтожения малазийского Боинга в Донецкой области. Хочется верить, что это не так и у европейцев хватит выдержки: пока хватает. Старушка-Европа на самом деле навоевалась сполна, и только у некоторых наших сограждан, в том числе сидящих в правительстве, потенциальное вооружённое столкновение вызывает браваду, воодушевление и восторг.

2 Большой мемориальный комплекс в фламандском местечке Диксмёйде. Первый памятник появился здесь в конце двадцатых. Это, своего рода, бельгийский Мамаев курган.

3

4 Почему я написал “первый памятник”? А их, как мировых войн, два. Изначальный был практически полностью разрушен, взорван немцами, поскольку у них был явный незавершённый гештальт по поводу результатов Первой. AVVK это Alles Voor Vlaanderen, Vlaanderen voor Kristus, то есть “Всё для Фландрии, Фландрия для Христа”. В своё время, это был лозунг фламандских националистов, которые ратовали за отделение от франкофонской Валлонии. Такие движения есть до сих пор, пусть не столь активные, как в прошлом. А как раз сто лет назад тема была острой: так вышло, что основная часть солдат бельгийской армии была фламандцами, в то время как офицеры и командование, как правило, состояло из франкоговорящих валлонов. Правда, фламандские националисты были немного необычными: вместо того, чтобы развязать бойню с братским народом, они наоборот, ратовали за пацифизм.

5 Из-за первого памятника выглядывает и второй. Оригинальную башню решили не восстанавливать, выстроив сразу за ней новую, ещё выше. Надпись на памятнике очень трогательная. Здесь лежат их тела, как семена в песке, которые взойдут урожаем на земле Фландрии.

6 В круглой нише похоронены солдаты, погибшие на этом поле, бывшем местом битвы. Братская могила. Ворота мира, как антипод всем триумфальным аркам, стоит над этим захоронением.

7 Не нужны никакие гиды. Мемориал предназначен даже не для группового посещения, а чтобы прийти в узком кругу семьи или в одиночестве. Бельгийцы хорошо помнят события тех страшных лет.

8 Ступени и колонны вокруг старого мемориала выстроены значительно позже. У этого места странная энергетика, и архитектура странная. Даже немного страшащая.

9 А эта огромная бетонная башня, внутри которой располагается экспозиция…должно быть, специально построили что-то разительно отличающееся от типичной местной архитектуры, чтобы человек понял, что находится не совсем в обычном месте. В башне музей, можно выйти на крышу и посмотреть на окрестные поля, но в тот день здание было закрыто.

10 - Запоминай, сынок, этого не должно повториться!

11 В Фландрии огромное количество рек и судоходных каналов, сегодня это популярный способ путешествовать между городами. Интересно, а в ту войну войска перемещались по рекам?

12 Хороший пример типичной фламандской погоды. Напоминаю, снимал я эти картинки в январе. Одна и та же точка, с места не сходил. Вот вид в одну сторону.

13 А вот в другую. И там, слева, капитально дождит. А у нас солнышко. Через 15 минут всё можно измениться с точностью до наоборот.

14 По всей стране огромное количество мемориалов, военных клалбищ, памятников, музеев, посвящённых Первой мировой. Примерно столько же, сколько у нас выстроено в память о Второй, если не больше, соизмеряя размеры территорий. Все не объехать, да и нет такой цели. Но если окажетесь в Бельгии, советую заглянуть в Западную Фландрию и поколесить по бывшим полям сражений.

15 Это место зовут Траншеей смерти. Бывшая бельгийская линия обороны, располагавшаяся вдоль берега реки Изер. На другом берегу, ровно напротив, а это всего двадцать метров, располагались немцы в не менее хорошо подготовленных укреплениях.

16 Через камни прорастает трава и цветы.

17 Линия обороны тянулась на несколько километров, а окопы были такие же глубокие, выше человеческого роста. Материал, разумеется, современный: камни, а не мешки с песком. То есть новодел, к сожалению. Но мешки бы сто лет не прожили, сами понимаете.

18 Столетие войны инициировало большое количество культурных событий, в том числе спектаклей и реконструкций.

19 И фламандцы не были бы фламандцами, если бы не сварил по этому поводу специальное пиво.

20 Второй раз побывал в городе Ипре, где проходит одна из самых трогательных военных церемоний. Каждый вечер, вот уже на протяжении практически века, под Мененскими воротами собирается небольшой караул бельгийской королевской армии и играет сигнал отбоя. Для всех солдат, нынешних и бывших, павших и живых. Я подробно рассказывал об этой традиции в фотоистории Последний пост первой мировой.

21 Но в первый раз я не знал одной детали. На сводах арки выбиты тысячи имён павших солдат. Но в той войне их было слишком, слишком много, чтобы вспомнить каждого. И бельгийцы умудрились это сделать! Зелёная книжица это всего лишь guest book, где можно оставить память о своём посещении.

22 Но в некоторых колоннах есть потайные дверки (не закрытые, впрочем, ни на какие замки), открыв которые можно найти книги с отпечатанными листами каждого из погибших в Первой мировой солдата! Разумеется, это касается стран, такие сведения предоставивших. Но попадаются даже австралийцы.

23 Иногда полезно оставлять публикации на потом. Напиши я этот текст в январе, акценты были бы на другом. Никто ведь не знал, что через полтора месяца Россия захочет отжать себе новых территорий, что соседняя и самая близкая нам страна станет практически врагом и в ней вспыхнет война, которая снова может захлестнуть всю Европу. Публикуя этот пост сейчас, я также не знаю, что будет через следующие полтора месяца. Вот только всем горячим головам очень хочется посоветовать прокатиться сюда, в Ипр, где закончилась Первая мировая, или в Берлин, где закончилась Вторая. Просто прочувствовать, здесь пробирает.

← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →