Чего никак не ожидаешь от финнов, что они страстные фанаты велосипедов. У нас ведь развитого велодвижения в городах нет: говорят, климат не тот. Девять месяцев зима, снег, дожди или слякоть. У финнов точно такой же климат, точно такие же морозы трескучие. А приезжаешь к ним в гости и видишь, что велосипедистов на дорогах поровну с количеством машин, вся дорожная инфраструктура рассчитана на них, двухколёсные признаны полноценными участниками движения.
Недавно в Хельсинки открылся настоящий велосипедно-пешеходный хайвей, переделанный из старой грузовой ветки железной дороги, много лет стоявшей без дела.
1 У автомобильной и велосипедной инфраструктур совершенно разные исходные: там, где строят дорогу или парковку, затем появляются машины. Ровно наоборот: там, где становится слишком много велосипедистов, местные власти выстраивают специальные дорожки и паркинги.
2 Бывает и так, что власти всячески пытаются развивать велодвижение, что-то строят, но ничего не работает, велосипедистов больше не становится, а ездить по-прежнему небезопасно: либо велодорожка проходит через кусты и ямы, либо там много препятствий в виду ливнестоков, люков или припаркованных автомобилей. Столица Финляндии один из тех городов, где велосипедов с каждым днём всё больше, а автомобилей всё меньше, и даже несмотря на суровый северный климат. Хельсинки вообще в перспективе мечтает стать городом без машин.
3 Два года назад, как раз на день города, в Хельсинки открылась первая велосипедная скоростная магистраль Baana, предназначенная исключительно для передвижения на велосипедах (ну и пешком немножко).
4 Необычную дорогу построили на месте железнодорожной ветки, проходившей ниже основного уровня улиц. Здесь осуществлялись портовые железнодорожные перевозки, количество которых всё сокращалось, и городские власти решили, что можно устроить на месте этом что-нибудь более полезное.
5 Трасса не очень длинная, всего несколько километров, но связывает между собой самые разные районы города, поскольку идёт по внеуличной сети, сокращая расстояния.
6
7 С уровня тротуара на Baana ведут четыре специальные велосипедные рампы и многочисленные лестницы.
8 Раньше я не был в Хельсинки, и не знал, что велосипед как полноценный городской транспорт существует там очень давно. А вообще, специальные велосипедные дорожки придумали совсем не в Бельгии или Голландии, которые бесконечно спорят, кто из них самая велосипедная держава Европы. Первая велоинфраструктура появилась в северной Швеции, вскоре после Второй мировой войны.
9 Дело в том, что часто велосипедистов относят к той же категории, что и автомобилистов: они же едут на транспорте, а не идут пешком! Шведские специалисты по городскому планированию в конце сороковых решили, что объединять велосипедистов нужно не с автомобилистами, а с пешеходами. Поэтому, им требуется отдельная и отделённая инфраструктура. Она может быть совмещена с пешеходной, но никак не с автомобильной дорожной сетью!
10 Как же бедные шведы и финны ездят зимой на велосипедах? Да легко! Они меняют резину, точно так же, как на машинах, а лёд и снег в их городах чистят качественно, нет никаких проблем с эксплуатацией, а современные зимние смазки отлично работают при любых отрицательных температурах.
11 Давайте поговорим об этом: как вы относитесь к велосипеду? Что это для вас: просто игрушка для покатушек в лесу или равносильная замена городскому транспорту? Хорошо ли, что в Москве начали строить инфраструктуру для двухколёсных, и к чему это приведёт?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →