И вот Коммерсант давеча пишет, что первая же “ласточка” калужского экономического чуда оказалась под ударом: на завод Volkswagen (кстати, вот мой репортаж оттуда, сделанный три года назад) , который работает уже почти десять лет, начали, по-простому выражаясь, наезжать. Калуга подкинула проблем. Заголовок у Коммерса такой вкусный, что я его позаимствовал. Ну и вот суть истории.

С начала октября российский филиал немецкого концерна Volkswagen судится с налоговой службой. После масштабной выездной проверки деятельности компании за несколько лет, налоговики посчитали, что компания незаконно воспользовалась льготой по налогу на имущество, и списали с их счета 618 млн руб. В эту сумму входят собственно доначисления налогов на имущество и прибыль, НДС, а также штраф и пени.
Проблема возникла во многом из-за того, что Калуга слишком часто меняла налоговое законодательство. Закон Калужской области "О налоге на имущество организаций" изменялся пять раз, последние три поправки были внесены за один 2013 год. Простой и понятный пример: в 2009-м году льготу по налогу на имущество увеличили с 3 до 12 лет, но, как уточнили власти, только на имущество, созданное или приобретенное в течение первых 3 лет реализации инвестпроекта. А дальше началась свистопляска: по старому закону было совершенно не важно, когда ты зарегистрировал имущество, главное, когда ты его приобрел, а вот по новому – как раз очень важно, отсюда и возникшая коллизия стоимостью в более чем полмиллиарда рублей.
Эксперт Комерсанта, Дмитрий Костальгин, говорит о плохом прецеденте в условиях ухудшающейся ситуации с экономикой. "Формально в законах есть некие размытые нормы, но государство их не применяет и создает ощущение, что не препятствует такого рода операциям. А когда припирает, забирает свои слова обратно. В юриспруденции есть понятие "эстоппель" — запрет стороне резко менять мнение. С Volkswagen, конечно, дело приняло жесткий поворот. Властям нужно было сказать: да, мы этот вопрос не трогали, но с такого-то момента правила игры меняются, мы всех предупредили, а кто не спрятался — я не виноват ".
Власти региона, конечно, встали на сторону налоговиков. Они куда как заинтересованные лица, поскольку именно в региональный бюджет должны поступить “недонасчитанные” деньги. Но думаете,, “Фольксвагену" просто не повезло? Точно такие же претензии получил и другой калужский инвестор – представитель компании “Пежо", которому насчитали “всего" 6 млн. рублей.
Год назад я приезжал зимой в Калугу и удивился, насколько же неухожен город. Совсем он не походит на инвестиционный магнит: хотя и специалистов “понаехало”, и денег от десятка крупных предприятий должно поступать достаточно. Некоторые активно хвалили местного губернатора Артамонова, который, вроде бы, и начал так активно привлекать иностранцев. Я тогда всё равно не понимал, раз руководство области столь эффективное, почему нельзя банально почистить зимой дороги, благоустроить дворы и разобраться с банальнейшими вещами — организацией парковок, вывозом мусора, покраской домов. Калуга ничем не отличается от других подобных городов в России. Что есть эти заводы, что нет — они за городом, а в городе прогресс не ощущается.

Теперь, кажется, и от инвесторов хотят избавиться, то ли в порыве модного антизападничества (компании-то все иностранные), то ли просто от жадности. То законодательство по пять раз меняют, а потом руководство области встаёт на сторону налоговиков. Точнее даже устраняется. Мол, сами разбирайтесь. Думаете, губернатор не в курсе? Про деятельность его команды, кстати, была статья в газете ещё полтора года назад, где раскладывают по полочкам, что не такая уж безоблачная там ситуация: и бюджет у них дефицитный, и госдолг в двадцать миллиардов. Возможно, как раз за счёт нового оброка Артамонов пытается поправить дела в своей вотчине. Не боится, что компании просто закроют заводы и уедут в более комфортное место?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →